Реальное событие из практики моей клиентки.
Назовем ее Рая. У нее большой опыт в финансах, небольшой в управлении коллективом и склонность к наведению порядка в бизнесе. Постольку просто финансы ей уже поднадоели (она, вообще такой человек, любит решать незнакомые проблемы, а когда решит, да еще разберется, то ей хочется чего-то новенького), она решила помочь своему гендиректору в улучшении управления компанией. На многих должностях работают родственники собственника, малокомпетентные люди. Вот Рае и захотелось сделать мини революцию. По правде сказать, во многом для себя. Что бы было интересней работать и больше зарабатывать. Гендиректор не возражал, стал допускать Раису Сергеевну на совещания топ-состава, прислушиваться к советам. И тут она осознала, что знаний: для чего менять, как менять, и как работать с людьми в таких условиях, ей не хватает.
Решила поучиться, подтянуть свои компетенции в управлении проектами и людьми. Выбрала понравившийся 4-х дневный тренинг в Москве (сама она из восточного региона), выбила 150 000 руб. из руководства и полетела. В Москве, в книжном магазине, где она собиралась накупить книги по списку (82 наименования) после тренинга, мы и познакомились. Я ей начал советовать, что из книг полезно, где достаточно прочитать введение или первую главу, а что можно не читать совсем.
Ситуация после учебы для нее не прояснилась: ни чего делать, ни как делать, ни с чего начинать. Оно и понятно. Вопрос: почему так произошло, если ставить под сомнение компетентность проводивших тренинг, у меня нет оснований?
Все достаточно просто, точнее, все буднично. Обычные психологические ошибки человека на пути реализации своих желаний.
1. Не выяснила у руководителя, более-менее подробно, что ей надо будет потом делать. «Предложить план изменений» этого явно недостаточно для выбора учебы.
2. Придумала себе сама, чего ей не хватает. Нарисовала некий эмоциональный образ. Естественно, имеющий небольшое отношение к ситуации в компании.
3. Увидела название тренинга, содержащее слова, отвечающие ее образу. Ну а кто из организаторов тренингов не умеет писать такие слова? Воодушевилась.
4. Не проверила досконально содержание программы: какие темы, какие кейсы, на какой тип бизнеса рассчитана учеба? Удовлетворилась только опытом тренеров (естественно он большой и хороший) и отзывами (естественно, они хорошие и этому можно даже поверить).
5. Оказалось, что организаторы тренинга имели свой образ того, что они будут давать участникам. А у участницы другой образ (да во многом еще и не правильный) того, что ей нужно.
В итоге, 150 000 руб. потрачены практически зря.
Что же нужно было ей делать? По-моему, из описания понятно, в чем ошибки. Но я добавлю.
Тренинги сегодня носят усредненный характер. В принципе, все, что рассказывается нужно, полезно участникам. Но вообще, а не конкретному человеку в конкретных условиях, с конкретными бизнес и личными компетенциями.
Я говорил и буду говорить, что учеба по получению практических навыков управления должна быть индивидуальной. Но есть еще момент, о котором практически не говорят. Вести учебу должен не один человек, а два: наставник по бизнесу и коуч-психолог, т.к. практика показала, что у учащихся есть личностные особенности характера, которые мешают им быть успешными. Или это может быть один человек, если он обладает опытом наставника в бизнесе и опытом психотерапии. В этом случае учеба будет максимально эффективной и компактной, а не растянутой на годы.
И посчитаем деньги. Если разделить 150 т.р. на 5 т.р. (моя ставка для менеджеров; 3,5 т.р. для специалистов), то получается, что можно оплатить 30 индивидуальных занятий, т.е. почти 8 месяцев занятий для менеджеров и 11 месяцев для специалистов.
Так что лучше?